Регламент (ЕС) № 1072/2009
Регламент (ЕС) № 1072/2009 применяется к:
- международная перевозка грузов автомобильным транспортом по найму или за вознаграждение* за поездки, осуществляемые в пределах ЕС;
внутренние перевозки грузов автомобильным транспортом, осуществляемые временно перевозчиком-нерезидентом;
- часть пути, которая проходит на территории любого государства-члена транзитом, где перевозка происходит между государством-членом и страной, не входящей в ЕС, — не относится к части пути в государстве-члене погрузки или разгрузка.
Для осуществления международных перевозок перевозчик должен иметь лицензию Сообщества, а если водитель не является гражданином ЕС, то также водительское удостоверение.
Лицензия сообщества
Эта лицензия:
выдается компетентными органами государства-члена регистрации любому перевозчику, имеющему право осуществлять международную автомобильную перевозку грузов по найму или за вознаграждение;
продлевается на срок до 10 лет;
выдается на имя перевозчика и не подлежит передаче.
Аттестация водителя
Аттестат водителя это:
выданный компетентными органами государства-члена, в котором базируется перевозчик, имеющий лицензию ЕС, который использует или нанимает водителя в этом государстве-члене, который не является ни гражданином ЕС, ни постоянным резидентом;
действует на срок до 5 лет.
Если эти условия не соблюдены, те же органы могут отклонить заявление о выдаче или продлении лицензии или выдаче аттестации. Если владелец лицензии Сообщества или аттестата водителя больше не соответствует условиям или предоставил неверную информацию, лицензия или аттестат аннулируются.
Каботажные перевозки
Регламент (ЕС) № 1072/2009 налагает строгие правила на каботажные перевозки, в частности:
любой перевозчик по найму или за вознаграждение, который является держателем лицензии Сообщества и водитель которого, если он не является гражданином ЕС, имеет водительское удостоверение, имеет право выполнять каботажные перевозки в государстве-члене (кроме того, в котором он учрежден) на временной основе после международной операции в эту страну;
после доставки товаров, участвующих в международной перевозке, у перевозчиков есть 7 дней, в течение которых они могут совершить до 3-х каботажных операций;
3 каботажные операции могут также осуществляться в любом другом государстве-члене после международной перевозки, но не более 1 операции на страну.
Вышеуказанные правила применяются только в том случае, если перевозчик может представить доказательства международной перевозки грузов в соответствующее государство-член, а также доказательства каждой последующей каботажной операции.
Каботажные перевозки регулируются национальным законодательством принимающего государства-члена в отношении:
-условия договора перевозки;
- масса и габариты автотранспортных средств;
- требования к перевозке отдельных категорий грузов, в частности опасных грузов, скоропортящихся пищевых продуктов и живых животных;
- время вождения и периоды отдыха;
- налог на добавленную стоимость на транспортные услуги.
Вышеуказанные правила в равной степени применяются к перевозчикам-нерезидентам и к перевозчикам, зарегистрированным в принимающем государстве-члене.
нарушения
Если перевозчик нарушает законодательство ЕС об автомобильных перевозках:
компетентные органы государства-члена учреждения могут вынести предупреждение или наложить административные взыскания, такие как отзыв лицензии Сообщества;
если перевозчик является нерезидентом, государство-член, в котором имело место нарушение, информирует компетентный орган страны представительства перевозчика с описанием нарушения и наложенных санкций.
Все серьезные нарушения должны быть зарегистрированы в национальном электронном реестре автотранспортных компаний.
Внесение поправок в Регламент (ЕС) 2020/1055
Основные изменения, внесенные в Регламент (ЕС) № 1072/2009 путем внесения поправок в Регламент (ЕС) 2020/1055, включают:
Требования к допуску к профессии должны стать обязательными для операторов, использующих легкие коммерческие автомобили в международных перевозках, то есть:
автомобили или составы транспортных средств, предназначенные исключительно для перевозки грузов,
с разрешенной полной массой более 2,5 т, но не более 3,5 т;
инспекции, проводимые на территории перевозчиков национальными органами государств-членов. Эти органы должны организовать минимальное количество проверок каботажа и не менее двух согласованных проверок на дорогах в год;
ввести переходный период в 4 дня, до которого нельзя осуществлять новые каботажные перевозки в той же стране и на том же транспортном средстве, для предотвращения систематических каботажей;
правила, которые должны быть введены государствами-членами о санкциях против грузоотправителей, экспедиторов, подрядчиков и субподрядчиков за несоблюдение, когда они знали или, при данных обстоятельствах, должны были знать, что транспортные услуги, которые они заказали, нарушают это правило.